На обложку сайта главная |  новости |  они просят о помощи |  О ДЦП |  с пером по жизни |  золотые руки |  конкурс |  ПГО ВОИ |  консультация юриста |  ПараАртиада МО |  ПараФест |  ссылки |  баннерообмен |  форум |  организаторы |  проекты друзей |  победители судьбы |  рекомендуем почитать |  ИМПЕРИЯ КРАСОТЫ

С пером по жизни


 

                 Статьи

БЕСКОНЕЧНЫЙ РИТМ ВРЕМЕНИ ХУДОЖНИКА

Только в три года врачи смогли поставить Татьяне Ефимовой из г. Кургана правильный диагноз – детский церебральный паралич. Именно с этого возраста у нее и началась настоящая борьба с недугом и, прежде всего, с самой собой. Сейчас перед Вами, дорогие читатели, известная мастерица художественной вышивки.
- Татьяна, Ваша мама, также, как и Вы, талантливая мастерица, наверно, у вас это наследственный талант?
- Да, моя мама, Галина Федоровна, занимается с 12 лет рукоделием. Она прекрасно шьёт, вяжет, какое-то время увлекалась плетением макраме, а ещё мама сама делает рамки ко всем нашим картинам.
Было время, когда невозможно было мебель купить, и Галина Федоровна из досок и пластика, по собственным эскизам собрала мебель для квартиры. И всё это в свободное время от работы главного бухгалтера.
Я в семье старшая, помимо меня еще трое детей, видела насколько трудно было нашей маме поднимать нас одной, и старалась ей по возможности помогать. Когда в 90-х годах в магазинах трудно было купить одежду, у нас на дому была своя "мастерская", работали в ней все, от мала до велика. Мы брали заказы на пошив женской и детской одежды. У меня не получалось из-за заболевания крутить педали швейной машины, но за то мне хорошо удавались ручные работы. После перестройки в стране все изменилось, в магазинах появилось изобилие разной одежды, и наше домашнее ателье оказалось невостребованным. В семье стало очень трудно с деньгами, а мне хотелось, чтобы мои мама и сестра одевались не хуже остальных женщин. Нашла в старых журналах маленькие схемки для вышивки, и стала учиться вышивать. Конечно, давалось все очень трудно, мешает сильная спастика в руках. Постепенно я научилась вышивать, совсем не так как вышивают здоровые люди, а разработала свою технологию вышивания на высоких пяльцах. Ну и возвращаясь к вопросу о том, по наследству ли мне достался талант – скажу так: я не считаю себя талантливым человеком, это наработка за десятки лет каждодневного труда.
-Вышивка и изобразительное искусство всегда шли рядом…Татьяна, Вы сами себе рисуете эскизы, по которым вышиваете?
-Соглашусь с Вами, что вышивка и изобразительное искусство имеют много общего. Это и композиция, и сочетания цветов и передача света и тени в картине. У меня нет никакого художественного образования, но в самом начале моего творческого пути судьба свела меня с прекрасным педагогам Воробьевой Татьяной Петровной, которая вела мастер- классы по вышивке гладью. Пять лет подряд она сама приходила ко мне домой, и показывала мне как подобрать оттенки ниток так, чтобы картина смотрелась объёмной и гармоничной. Постепенно я стала сама подбирать цвета необходимые в работе и видеть картину целиком, когда ее ещё нет на ткани. Схемы для вышивки я в основном использую других авторов, но есть у меня и на 100% моя собственная авторская работа. От задумки до ее завершения прошло 9 месяцев, и мне она очень дорога. Это произведение по мотивам картины художника Ли Богла "Сон весны".
-Когда не слушаются руки из-за спастики (при ДЦП это не редкость), как удается справляться с такой кропотливой работой? Вам помогают, например, вставить нить в иглу или Вы сами?
-Так как я всегда жила со спастикой в руках и ногах, то не представляю, как это – жить без нее. И здесь я могу сказать спасибо моей маме, которая не делала всё за меня, а всегда говорила: "Пробуй не важно, что - помыть за собой посуду, постирать бельё или вышить большую картину. У тебя ВСЁ получится! Не важно сколько на это уйдёт времени. Для тебя не должно существовать слова "Не могу"!". И я заставляла себя пробовать ещё и ещё раз, если не получалось сделать так, как это делают обычные люди, изобретала свои способы... Допустим, если иголку воткнуть в мягкий подлокотник кресла, то после нескольких попыток я могу самостоятельно вдеть нитку в иголку, и совсем не важно, что на это у меня уходит примерно 20 мин. Здесь главное, что я от результата своего труда получаю удовольствие.
- Ваши вышивки нередко становятся иллюстрациями к книгам, хотя обычно, для этого выбирают просто художников. С чего все началось, Вы помните свою первую работу?
-Да, я помню все свои работы. Если мы сейчас говорим именно о вышивке в целом, то первой работой, с которой я начинала вышивать, была кисть рябины. Ну а если говорить именно о первых моих картинах, то это был "Любопытный щенок". Именно после его завершения я поняла, что хочу и могу заниматься вышивкой картин.
-На этом Вы не остановились, что Вас заставило заняться серьезно компьютерной графикой? Всегда идете в ногу со временем или что-то еще?
-К компьютерной графике я пришла неожиданно даже для самой себя. В 2011 году наше общество инвалидов подарило мне старенький, но работающий компьютер. А что с ним делать? Как осваивать? Ну зарегистрировал меня племянник на "Одноклассниках", показал, как текст набирать, и стала я сначала искать друзей, с которыми вместе училась в детском доме, а затем в училище. Стали общаться, обмениваться фотографиями, и когда я показывала им свои картины, многие мне говорили: "Да, работы у тебя достойные, а вот оформления смотрятся простовато, вот если бы твои картины дооформить в красивый багет, им же цены нет...". А как их оформить, когда багет для каждой моей картины стоит тысячу рублей да если умножить эту сумму на 120 картин. Получается ощутимая сумма для нашего бюджета, и нам с мамой ее не осилить. Значит нужно придумать что-то другое, а тут ещё мне предложили участвовать в фестивале "Парафест-2016". И мне так захотелось показать свои работы в Москве в красивом оформлении, что я стала думать может возможно оформить не сами работы, а фотографии работ "одеть" в шикарные рамки... Оказалось, что такой цифровой багет для фотографий можно сделать в программе "Фотошоп", после краткого обучения, я потихоньку переоформила фотографии своих работ, я была поражена возможностями этой мощной программы. С ее помощью можно сделать любой фотоколлаж, от поздравительной открытки до большого сайта. Даже если человек совсем не умеет рисовать в реальности, освоив "Фотошоп" – он может нарисовать любую картину. Сейчас я беру заказы на создание поздравительных открыток и баннеров.
- Вы неоднократно участвуете в Общероссийском фестивале творчества людей с инвалидностью "ПараФест", что для Вас значит этот фестиваль?
- Каждый творческий человек работает прежде всего для других людей, и участвует в выставках и других мероприятиях, чтобы зрители могли увидеть плоды его труда. В фестивале "ПараФест" я участвую третий год подряд. Для меня это ещё одна возможность показать своё творчество миру. А на "ПараФесте-2017" я работала ещё и как волонтёр, общалась и подружилась с такими же увлечёнными творчеством людьми.
- Татьяна, Вы знаете, слушая Вас, видя Ваши работы, я почему-то вспомнила удивительного человека, жившего в 20-х годах прошлого столетия. Пол Смит, несмотря на тяжелую форму ДЦП, поразил весь мир своими работами, выполненными одним пальцем, используя всего 10 символов на печатной машинке. Также, как и Вы он обладал очень большим терпением, так как при создании картин подобной техники – нужно целыми неделями и месяцами систематически повторять одни и те же движения, как и игла накладывает нити на ткань, незаметно превращая из простого шва в картину, так и он, выкладывая символы на бумагу, создавал свои художественные произведения искусства. Издалека эти шедевры выглядят, выполненными карандашной техникой или вышивкой мелким крестиком и гладью. В его работах, как и у Вас, мы встречаем все – от портретов и икон, до пейзажей. Во истину – творчество не знает границ!
Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы (в народе просто детская больница №18) – для многих людей с ДЦП стал вторым домом, где они не только лечатся, но и знакомятся, общаются и начинают новую жизнь. Вот и с Валентиной Детерлеевой мы познакомились еще в детстве в 18-й больнице, но потом среди потока встреч и расставаний – судьба нас развела. И какого же было мое удивление, когда она подала заявку на наш Общероссийский фестиваль творчества людей с инвалидностью "ПараФест", как художник. Итак, дорогие читатели, перед Вами еще одна интересная личность – режиссер и художник – Валентина Детерлеева из Москвы.
-Валентина, в 18-й больнице с нами много занимались трудотерапией, там было много занятий по вязанию, вышиванию и по рисованию в том числе. Вам что-нибудь дали такие занятия?
-Безусловно! Эти занятия были для меня не только первой попыткой творить, но и временем теплого, дружеского общения. Там можно было не только все время заниматься творчеством, но и посидеть отдохнуть, попить чая, пообщаться друг с другом и с преподавателями. Татьяна Леонидовна и Галина Яковлевна стали для меня очень важными людьми в жизни, спасибо им огромное. Мне очень бы хотелось вернуться в восемнадцатую больницу, вновь прочувствовать их чудесную атмосферу, но не знаю, насколько это возможно.
-Валентина, Вы закончили Московский психолого-педагогический университет по специальности режиссер, и в то же время увлеклись живописью. Что этому способствовало?
-В школе я считала, что не только не могу, но и не должна рисовать так как в нашей семье уже есть художник - моя старшая сестра, Елена. Я вязала, плела фенечки из бисера, и так удовлетворяла свою тягу к творчеству. Так бы оно было и дальше, если бы я не выбрала специальность – режиссер. И по нашей учебной программе полагалось полгода изучения основ рисунка и живописи, так как законы цветоведения и композиции едины для всех видов художественного искусства, будь то живопись. или кино. По итогам полугодия планировался зачет, я сначала рисовала для того, чтобы его сдать. А потом втянулась и стала рисовать для души.
-Изобразительное искусство для человека с ДЦП является самым трудным, подчас недоступным. Но мы знаем, что художники с церебральным параличом были испокон веков, тот же Леонардо Да Винчи. Что это для Вас – просто возможность выразить себя или некое преодоление?
- и то и другое. У меня есть определенные проблемы с мелкой моторикой рук так что к примеру академический способ держать карандаш, мне не подходит из-за боли и скованности, которые возникают при этом в руке. Но я нашла свой способ держать карандаш, правда не сразу, а спустя некоторое время, и мыслей о том, что я либо бездарность, либо лентяйка больше не возникало. Теперь я ставлю руку на основание мизинца, и моя линия стала увереннее, а сама рука выносливее. На самом деле я считаю, что многим людям приходится что-то преодолевать в рисовании вне зависимости от того есть у них инвалидность или нет. "Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь." Это слова Винсента Ван-Гога.
- В столице, в отличие от Кургана, больше возможности для развития и самореализации. Какие у Вас планы на будущее после окончания народного университета искусств?
-Начиная с весны прошлого года мне стали поступать единичные просьбы и заказы нарисовать что-то. Надеюсь, что смогу и дальше работать на заказ. Но самой большой моей мечтой остается художественная студия, где могли бы учиться люди с самыми различными особенностями. Так что планирую учиться в ЗНУИ дальше уже на руководителя изо коллектива, а потом как Бог даст. Поскольку у меня в подъезде есть проблемы с доступностью, а именно лестница в пять ступеней и непригодный к реконструкции подъезд, в котором вот уже полтора года наша районная управа обещает установить откидной пандус, но все как-то не может, то скорее всего Бог даст мне возможность сделать эту студию в онлайн-формате.
- В этом году, Вы впервые принимаете участие в Общероссийском фестивале творчества "Парафест", что Вас подтолкнуло на этот шаг?
-На этот шаг я решилась потому, что в меня поверили, как в художника. Мария Захарова, педагог у которой я беру дополнительно уроки академического рисунка, еще не зная ничего ни обо мне, ни о моих проблемах сказала, что у меня есть талант, и она хотела бы следить за моим творчеством вне зависимости от того пойду ли я на ее курс. "Ваши работы должны быть показаны миру." - сказала она, и это вселило в меня некую долю веры в то, что и на "Парафесте" могут поверить в меня. На самом деле это очень важно чтоб в тебя кто-нибудь верил.
- Валентина, спасибо Вам за ответы. Действительно, очень важно, когда в тебя и в твой талант верят, особенно, когда врачи с детства тебя считают "неперспективным" ребенком. Так было и с известным художником, прозаиком и поэтом, живший в Ирландии в 30-е годы двадцатого столетия – Кристи Брауном. Когда кто-то не понимал его речь, он часто писал такую фразу "Помни: мы тебя не понимаем, но Бог тебя поймет". У него работала только левая нога и уже в пять лет Кристи начал рисовать мелом на полу. О его непростом жизненном пути был снят фильм, по мотивам книги самого Брауна "Моя левая нога". И всего этого он смог достичь благодаря тому, что мама художника очень верила в способности сына и во всем его поддерживала. Вопреки всему Кристи Браун прожил 49 лет, познав личное счастье и оставив в мировой истории неизгладимый след. Как любил говорить сам писатель и художник – "я лежу в кресле, а моя левая нога отстукивает новый ритм времени".

Мария Селихова
Для журнала ЖИЗНЬ С ДЦП

Мария Селихова


Наверх




Газета Томикс
http://miloserdie.lants.ru/     e-mail: masha99@pisem.net 

Портативные приборы ДЭТА (DETA)