На обложку сайта главная |  новости |  они просят о помощи |  О ДЦП |  с пером по жизни |  золотые руки |  конкурс |  ПГО ВОИ |  консультация юриста |  ПараАртиада МО |  ПараФест |  ссылки |  баннерообмен |  форум |  организаторы |  проекты друзей |  победители судьбы |  рекомендуем почитать |  ИМПЕРИЯ КРАСОТЫ

С пером по жизни


 

                 Статьи

Открытое письмо Президенту Российской Федерации

Президенту Российской Федерации
В. В. Путину

ИНВАЛИДЫ: ПРАВО НА ЖИЗНЬ ДЛЯ КАЖДОГО

Открытое письмо

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Вам, как гаранту Российской Конституции, разумеется, известно, что высшей ценностью в стране признается человек, его права и свободы. Но, быть может, Вам не известно, как мало знают, а главное - как плохо исполняют Конституцию министры и другие высокопоставленные чиновники, прежде всего - по отношению к каждому десятому гражданину России, который является инвалидом.
Мы знаем: после нескольких Ваших встреч с руководителями общероссийских общественных организаций инвалидов многие проблемы этих организаций были решены.
Однако еще больше проблем остались нерешенными, причем прежде всего таких, которые напрямую ущемляют главное право любого человека - право на жизнь. Вот лишь три из них.

Лекарственное обеспечение

Результаты мониторинга, выполненного Всероссийским обществом инвалидов (прилагается), вполне однозначны: ситуация с лекарствами для лиц с ограниченными возможностями здоровья оценивается не иначе как критическая.
Несмотря на неоднократное обсуждение вопроса в федеральных органах власти, электронных и печатных СМИ, лекарственный кризис нарастает. Суть кризиса в следующем:
- "вымывание" с рынка дешевых отечественных лекарств и замена их дорогими импортными. В итоге общее количество льготных лекарств сокращается, а их суммарная цена все более выходит за пределы выделенных на эти цели бюджетных денег;
- значительно сокращен список льготных лекарств Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 2240-Пр/06 от 02.10.2006 г. С 1.01.2007 г. из него исключены более 600 торговых наименований препаратов, в том числе важнейшие препараты для лечения диабетических осложнений, муковисцидоза и др. Многие категории инвалидов просто лишились необходимой медицинской помощи, поскольку равноценной замены в списке не оказалось;
- замена апробированных лекарств известных и надежных производителей на медикаменты, производимые малоизвестными, а иногда и сомнительными фирмами (в некоторых случаях – российскими фирмами-новичками совместно с недавно созданными китайскими, индийскими и польскими предприятиями). Например, цена приобретаемых по программе ДЛО новых китайских аналогов известных лекарственных препаратов практически не отличается от стоимости хорошо зарекомендовавших себя оригинальных медикаментов европейских производителей;
- в результате возник замкнутый круг: меньше лекарств - меньше людей, выбирающих "соцпакет" - меньше "лекарственных" денег в федеральном бюджете - еще меньше лекарств для людей - и т.д. до полного развала системы.
В 2006 и 2007 гг. от "соцпакета" отказались уже более половины всех льготников. В ряде регионов выдача лекарств федеральным льготникам время от времени практически прекращается. При этом федеральные и региональные власти критикуют друг друга, а ни в чем неповинные люди болеют или даже умирают. Независимая Генеральная прокуратура России имела бы все основания предъявить ответственным лицам обвинение по статье 124 Уголовного кодекса "Неоказание помощи больному без уважительных причин…". Однако этого не делает.

Санаторно-курортное лечение

И в данном случае приходится повторить, что система так называемого соцпакета полностью себя дискредитировала. И здесь действует все тот же порочный круг: чем меньше путевок получают инвалиды, тем меньше выбирают на следующий год "социальный пакет"; чем меньше людей его выбирают, тем меньше денег в бюджете предусматривается на путевки; а значит, еще меньше инвалидов их получают; и так далее вниз по "спирали". В результате количество льготных санаторных путевок с 2005 г. сократилось более, чем в два раза.

Технические средства реабилитации

Сокращение бюджетных расходов на технические средства реабилитации производится примитивными, чисто бухгалтерскими способами, при снижении эффективности использования государственных средств. Вот только некоторые яркие примеры подобного подхода:
- Приказом Минздравсоцразвития №321 от 07.05.2007 г. "срезаются" нормы
выдачи средств реабилитации и увеличиваются сроки их использования. Так,
срок использования одного памперса лежачим инвалидом должен составлять не
менее 24 часов! Интересно, сколько часов пролежали бы в этом памперсе
авторы приказа? Показательно, что недавно данный пункт Приказа отменен Верховным судом, как противоречащий нормам Конституции и действующего законодательства;
- практически единственным критерием тендеров по госзаказам и госзакупкам технических средств реабилитации является дешевизна изделий. В результате на бюджетные деньги приобретаются целые партии однотипных, полностью устаревших, а зачастую и просто - некачественных изделий. 70-летняя пенсионерка, юноша-студент и желающий работать человек среднего возраста получают совершенно одинаковые, тяжелые и неуклюжие китайские комнатные коляски, которые к тому же постоянно ломаются.
В результате:
- простаивают и теряют квалифицированные кадры отечественные протезно-ортопедические предприятия;
- активные инвалиды, способные и желающие учиться или работать, не имеют возможности интегрироваться в общество из-за отсутствия нормальных технических средств реабилитации – "активных" колясок, современных легких протезов и др.;
- растет социальное напряжение в обществе.

В целях экономии бюджетных денег страшно бюрократизирована процедура
выдачи средств реабилитации. Например, чтобы получить магнитофон или собаку-проводника, инвалид по зрению должен сдать все анализы и пройти всех врачей-специалистов! То же самое приходится каждый раз делать инвалиду-опорнику, чтобы получить протез или костыли. Как-будто потерянная рука или нога могут отрасти!

Инвалиды "кроют" бюрократию последними словами. Люди, больные хроническими заболеваниями, но в принципе способные и желающие работать на общих основаниях, вынуждены оформлять инвалидность и тратить недели и месяцы на медицинские обследования и оформление бумаг, поскольку иначе не могут получить ни льготных лекарств, ни ортопедической обуви или протезов. Врачи возмущены тем, что вынуждены тратить время на бессмысленные процедуры и заполнение бумаг вместо того, чтобы принимать действительно нуждающихся в лечении. Больные не могут месяцами попасть к врачам-специалистам из-за очередей. А организаторы системы утверждают, что все правильно! Что это, если не театр бюрократического абсурда?

Все эти проблемы осложнены еще и следующим неверным законодательным решением: начисление пенсий и социальная поддержка инвалидов в зависимости от групп инвалидности заменены, соответственно, пенсионированием и социальной поддержкой в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД).
В результате только в 2005 г. более 40 тыс. инвалидов (в том числе первой - самой тяжелой группы) получили так называемую "нулевую" степень утраты трудоспособности. Иначе говоря, им отказано в пенсии и оставлен лишь "соцпакет".
Многие инвалиды не решаются оформлять индивидуальную программу реабилитации (ИПР), поскольку боятся, что при этом их принудят проходить переосвидетельствование и понизят степень утраты трудоспособности. Получишь аппарат за 3-4 тысячи руб. на несколько лет, а потеряешь в пенсии и социальных выплатах от 9 до 18 тысяч руб. в год, а то и пенсию вообще!
Эта система стимулирует не интеграцию инвалидов в общество, а наоборот - их пассивность и иждивенчество. Она наказывает тех, кто:
- работает или ищет работу;
- учится или пытается получить образование;
- занимается общественной работой, спортом или искусством.
Каждый из них рискует потерей пенсии и социальных выплат. Не случайно среди инвалидов закон о "монетизации" получил прозвище: "сиди дома - не гуляй"!
Против новой системы только в последнее время высказались съезды крупнейших общественных организаций: Всероссийского общества инвалидов и Всероссийского общества слепых. И не случайно. Закон действительно бьет по наиболее активной и "продвинутой" части людей с ограниченными возможностями здоровья. Он оказался одновременно и антисоциальным, и антиреабилитационным.

В связи со сложившейся критической ситуацией убедительно просим Вас,
глубокоуважаемый Владимир Владимирович:
1) в рамках Международной Декады инвалидов принять руководителей ведущих
общественных организаций инвалидов;
2) поручить Председателю Правительства РФ организовать аналогичную
встречу;
3) дать следующие поручения Правительству РФ:
- подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона,
восстанавливающий начисление пенсий и социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от группы инвалидности и дающий право каждому инвалиду на достойное обеспечение лекарственными и реабилитационными средствами;
- внести в Государственную Думу на ратификацию Конвенцию о правах инвалидов №61/106, принятую 24 января 2007 года Генеральной ассамблеей ООН;
- создать структурные подразделения по вопросам реабилитации инвалидов и
интеграции их в общество в федеральных органах исполнительной власти,
осуществляющих политику в области занятости, социальной защиты населения,
здравоохранения, образования и др.;
- разработать механизм, гарантирующий участие общественных организаций
инвалидов и родителей детей-инвалидов в разработке и принятии нормативных
документов и иных решений по вопросам реабилитации, социальной защиты и
интеграции в общество граждан с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать и внести в Государственную Думу поправки в Кодекс административных правонарушений и Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие ответственность должностных лиц за действия, нарушающие права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья;
- отменить Приказы Минздравсоцразвития №№ 535, 321, 110 и др., нарушающие Конституцию и другие законодательные акты РФ;
- разработать федеральный закон, гарантирующий бесплатное лекарственное
обеспечение граждан с хроническими заболеваниями, требующими дорогостоящего медикаментозного лечения вне зависимости от наличия (оформления) инвалидности;
- разработать и утвердить особый механизм (регламент) проведения конкурсов (тендеров) на производство и закупку технических средств реабилитации, учитывающий многообразие потребностей инвалидов (в том числе внутри каждой категории).

Будущее России определит ее человеческий потенциал. Инвалиды - люди с
ограниченными возможностями здоровья. Однако они не раз проявляли неограниченные возможности духа, совершая невозможное. А потому инвалиды нужны нашей стране не меньше, чем страна нужна инвалидам. Как и другие граждане они вправе сказать: Россия - это мы!

С уважением и надеждой,


Первый зам. председателя Комитета
по образованию и науке Госдумы ФС РФ,
Вице-президент Всероссийского общества слепых,
Почетный член Всероссийского общества инвалидов,
Председатель общественного движения
"Образование для всех" Смолин О. Н.

ИНВА-ИНФО


Наверх




Общественное движение "Культурная Россия"
http://miloserdie.lants.ru/     e-mail: masha99@pisem.net 

Портативные приборы ДЭТА (DETA)