Александр Ломакин-Румянцев: права у всех одинаковые
– Александр Вадимович, здравствуйте!
- Добрый день.
- В детских садах, куда обращались родители Вики, как-то мотивировали свой отказ?
- Я не знаю, чем мотивировали. Но я считаю, что это прямое нарушение прав ребенка, прежде всего. И я считаю, что люди, которые отказали Вике, просто не имеют права работать с людьми. Родители, я думаю, должны подать в суд.
- Александр Вадимович, вот в России существует закон о социальной защите инвалидов, который уравнивает в правах людей с ограниченными физическими возможностями с людьми здоровыми. Какие шансы у родителей выиграть это дело в суде?
- Я думаю, очень существенные, потому что у ребенка - очень серьезная моральная травма, это первое. Второе: нет никаких оснований законодательных отказать ребенку в приеме в детсад. А если в следующий раз воспитателям не понравится цвет волос ребенка, ему тоже откажут?
- Александр Вадимович, а есть какая-то ответственность за такие действия? Ведь, если есть закон, то там, наверное, должны быть прописаны меры на случай его несоблюдения?
- Я не могу точно сказать по Уголовному Кодексу, но, по-моему, есть статья, которая преследует наказанием административным или уголовным, когда нарушаются права человека.
- Александр Вадимович, случай с Викой выпиющий, но, наверняка, ведь все-таки ни единственный. Вам, как председателю Всероссийского общества инвалидов, наверное, приходилось сталкиваться с подобными историями, да?
- Да. Но с Викой - это отказали воспитатели. У нас была ситуация, когда родители в школе выступили против, чтобы ребенок-инвалид учился вместе с другими. Люди не знают инвалидности. Звучал даже такой абсурдный аргумент: "а вдруг, мой ребенок тоже заразится, заболеет, станет инвалидом?" То есть просвещения людям не хватает.
- Может быть, ведутся какие-нибудь работы, чтобы объяснить остальным родителям, что это неправильно, и что дети-инвалиды имеют те же самые права, что и остальные дети?
- Конечно, ведутся. Очень много и родительских ассоциаций, и наша организация этим занимается. Проводятся уроки в школах, их проводят и сами инвалиды, но это в старших классах уже. Рассказывают о себе, говорят, что это не страшно. Возникает эффект, буквально через полчаса дети забывают о каких-то физических недостатках.
- Александр Вадимович, хочется вспомнить европейский и американский опыт. Вот во многих западных странах еще несколько десятилетий назад закрыли все специализированные интернаты для инвалидов. Например, дети с ограниченными физическими возможностями ходят в школу или колледж вместе с остальными детьми. Образование получают также вместе с ними. Россия когда-нибудь будет к этому готова, как вы думаете?
- Я думаю, будет, потому что работа ведется. Может быть, можно было и интенсивнее, но у нас же огромные проблемы и просто физической доступности этих учреждений. Бывают парадоксальные случаи, когда родители сами боятся выводить ребенка в свет. У нас был случай, когда мама гуляла с таким ребенком в Краснодарском крае ночью, потому что она стеснялась соседей. Очень важно, чтобы люди перестали друг друга бояться, потому что люди все разные, а все равно жить нам всем вместе.
- Александр Вадимович, хотелось бы от вас получить вот такой комментарий: люди с ограниченными физическими возможностями и просто их сверстники - у кого больше прав, на ваш взгляд сейчас?
- Права у всех одинаковые. Другой вопрос - насколько они соблюдаются. Человек может реализовать свои права, но инвалиду сложнее реализовать свое право на труд, он не столь мобилен, например, у него есть какие-то ограничения по работе. Конечно, сложнее реализовать и свое право на учебу. Но проблемы есть у всех. И проблемы с занятостью, и детская проблема. Она касается всех детей. Почему я и сказал, что нельзя тех педагогов, которые работают в детских садах в Оренбурге, вообще допускать к работе с детьми.
- А вот на государственном уровне ощущается какая-нибудь поддержка в этом отношении?
- Знаете, да. Но хотелось бы больше, существенно больше можно было бы сделать.
- А в чем, в основном, не хватает внимания государства?
- Отсутствует перспективная государственная политика в отношении инвалидов. То есть цели в законе обозначены, но конкретные шаги нет - что, зачем. Разобщенность ведомств очень мешает этому, в том числе. Ведь Минобразования должно тесно взаимодействовать с Минздравразвитием. Эта проблема комплексная. Это проблема не одного ведомства.
- Александр Вадимович, еще вот такой вопрос: когда посещаешь какие-то страны в Западной Европе, очень часто видишь, что на улице очень много людей с ограниченными возможностями, на инвалидных колясках. Такой ситуации совершенно нет в России. Многие ассоциируют это с тем, что там больше инвалидов, но сами эти страны говорят, что у нас просто прав у них больше.
- Я понимаю. Но дело в том, что у нас две проблемы. И одна из них - это дороги. Как известно, и проблема заключается просто в элементарной доступности выхода из своего собственного дома.
- Александр Вадимович, спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. С нами на прямой связи был председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев.
После появления материала в телеэфире последовала реакция чиновников. В Минздравсоцразвития Оренбургской области пообещали проследить, чтобы место в детском саду для Вики предоставили в течение двух недель. Телеканал "Вести" будет внимательно следить за судьбой девочки.
ВЕСТИ.RU
|