На обложку сайта главная |  новости |  они просят о помощи |  О ДЦП |  с пером по жизни |  золотые руки |  конкурс |  ПГО ВОИ |  консультация юриста |  ПараАртиада МО |  ПараФест |  ссылки |  баннерообмен |  форум |  организаторы |  проекты друзей |  победители судьбы |  рекомендуем почитать |  ИМПЕРИЯ КРАСОТЫ

С пером по жизни


 

                 Статьи

ЗАГАДКИ НОВОГО ЗАКОНА

В декабре прошлого года мне довелось присутствовать на семинаре, который проводился Федеральным
научнопрактическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, для руководителей
московских общественных организаций инвалидов. Тогда на семинаре присутствовали, мягко говоря, "два
с половиной" человека. С одной стороны, это было странно, ведь тема семинара звучала животрепещуще:
"Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации" в соответствии с новым
законодательством. С другой стороны, люди, не пришедшие на семинар, ничего не потеряли, так как
ничего вразумительного и определенного сказано не было...
Первый закон о защите инвалидов был принят десять лет назад – в 1995 г. Очевидно, решив отметить
юбилейную дату, Правительство РФ 22 августа 2004 года приняло Федеральный закон № 122ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты РФ", больше известный как закон о "монетизации льгот", который
начал действовать с 1 января 2005 года. В дополнение к этому закону правительство своим
распоряжением № 1343Р от 21 октября 2004 года приняло новый, "улучшенный" вариант правил
предоставления инвалидам реабилитационной помощи. Согласно новому закону, с 1 января 2005 года на
территории всей России действует единый стандарт реабилитационной помощи, который выражается в
едином гарантированном перечне реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации,
предоставляемых инвалидам.
Скажем сразу, ни тогда – в конце декабря, за считанные дни до вступления закона в силу, ни сейчас,
спустя месяцы после начала его действия, понять, что конкретно входит в гарантированный им перечень
реабилитационных услуг и каков порядок их предоставления, невозможно. Издаются и еще будут изданы
подзаконные внутриведомственные акты, регламентирующие все и вся. Потом пройдет немало времени,
прежде чем на практике будет отработан механизм действия закона.
Сейчас можно только определенно назвать принципиальные новшества – "монетизированные льготы". Но
даже их просто так людям в руки не отдают. Создается система складов, аптек, фондов для льготного
лекарственного обеспечения и выдачи средств реабилитации. Все обеспечение гарантированного перечня
пойдет через Фонд социального страхования. Механизм не проработан, опыта нет. На местах закон
толкуется поразному. Например, так: человек идет в поликлинику, ему терапевт, и только терапевт,
выписывает специальный рецепт, по которому человек за свои деньги в аптеке покупает лекарство, потом
с чеками и рецептами идет к чиновнику в фонд социального страхования, и тот уже обеспечивает выплату
или компенсацию потраченных средств. Представьте ситуацию на селе или в многомиллионной Москве?
Многие будут бегать по инстанциям? Еще один нюанс: обеспечение в рамках гарантированного перечня
осуществляется только при условии наличия соответствующих показаний в Индивидуальной программе
реабилитации, разработанной бюро МСЭ. По новому законодательству государственная служба
медико-социальной экспертизы переводится в федеральное подчинение. Учреждение МСЭ будет иметь три
уровня – районный, городской, который является главным, и федеральный. Если человек, пройдя все три
уровня, не согласен с принятым решением, у него остается один выход – подавать в суд.
Система реформируется в период, когда нагрузка на бюро МСЭ по всей стране увеличилась почти вдвое,
так как все инвалиды идут за определением способности к трудовой деятельности, причем очень много
обжалований. Инструментальных, количественных критериев определения степени утраты трудоспособности
нет, и третья степень субъективно приравнивается к самым тяжелым инвалидам первой группы. Если
учесть, что по новым законам пенсия выплачивается как компенсация степени потери способности к
трудовой деятельности и группа инвалидности по большому счету никакого значения не имеет, ситуация
складывается тяжелая.
Еще одна особенность нового закона. Если раньше мы имели какоето право сказать, что у нас действует
закон европейского уровня, где существует понятие реабилитации как системы на государственном
уровне, когда все аспекты процесса реабилитации – медицинский, социальный, обустройство среды –
сопровождают человека всю жизнь и помогают ему встроиться в общество, то новый закон такого права
нам не дает. Создается впечатление, что он построен исключительно на принципе рационального
распределения бюджета, все население поделено на категории, а реабилитация, социальная и
профессиональная, вообще не нужна.
При этом и речи не идет об участии регионов в обеспечении гарантированным перечнем. Добрая воля
региона, если он сочтет нужным поддержать свое население, – это право волеизъявления. Но с точки
зрения региона зачем теперь чтото делать, если денег в федеральном бюджете достаточно, судя по
размерам страхового фонда, если создана "стройная" система федеральной МСЭ, федерального перечня и
т. д.?
Итак, гарантированный перечень реабилитационной помощи. Он содержит список реабилитационных
мероприятий и технических средств реабилитации. Под первыми подразумеваются восстановительная
терапия плюс медикаментозное лечение заболевания, ставшего причиной инвалидности. С медицинской
точки зрения, восстановительная терапия включает реконструктивную хирургию, физиотерапию, массаж,
ЛФК, бальнеотерапию, грязетерапию, фитотерапию, трудотерапию, логопедию и др. Что конкретно входит в
понятие "восстановительная терапия", в законе не сказано.
Такая же ситуация с техническими средствами, предоставляемыми на федеральном уровне. В прежнем
законе о социальной защите инвалидов была дана классификация технических средств. По сравнению с ним
в новом перечне отсутствует понятие "технические средства передвижения". Очевидно, чтобы не давать
инвалидам машины... После Второй мировой войны, когда было много ампутантов и раненых, выдавались
средства, чтобы человек не превращался в ползающее животное или не скакал на одной ноге. Так и
сейчас в перечне значатся: трости и костыли.
В перечень, конечно, вошли креслаколяски – комнатные, прогулочные, малогабаритные (что имеется в
виду под этим определением, непонятно), а вот коляски с электроприводом нашим людям не полагаются. В
этом документе нет ни слова о детяхинвалидах, хотя известно, что для детей требуются особью средства
реабилитации. Для инвалидовопорников гарантируются протезы, в том числе эндопротезы (это хорошо, так
как они дорогие), ортопедическая обувь, специальная одежда.
Еще один плюс — раньше никогда не выдавалось абсорбирующее белье и "памперсы" для тяжелых больных.
Теперь они входят в перечень. Естественно, это будет предоставляться по медицинским показаниям.
Для слабовидящих и слепых людей тоже есть новые средства реабилитации – собакипроводники с
комплектом снаряжения. Центр по подготовке таких собак переведен на федеральное содержание. Конечно,
это дорогое удовольствие – подготовить собаку и обеспечить ветеринарный уход. Возникает вопрос с
"кормежкой" такого "средства", ведь многим инвалидам правильно содержать специальную собаку не по
карману.
Согласно перечню, предоставляются также приспособления для письма по Брайлю и книги. Вот только как
это представить? Ктото будет покупать книги по Брайлю и выдавать инвалидам? Вероятно, производство
книг будет оплачиваться из бюджета, а потом ими будут оснащаться федеральные учреждения. А вот такое
важное и простое приспособление, как магнитофоны, в перечне отсутствует. Таким образом, слепой
человек лишится львиной доли информации. Для людей со сниженным слухом гарантированы слуховые
аппараты (непонятно, какие), декодеры для приема телепрограмм с субтитрами, и... все! В перечень
гарантированных услуг входят ремонт технических средств реабилитации и ветеринарное обслуживание
собак. И опять все! Ничего более...
По мнению специалистов, не один год работающих в сфере реабилитации инвалидов, новый закон
совершенно безграмотен с функциональной точки зрения и означает откат назад. Есть, правда, один
нюанс, который с большой натяжкой можно считать "положительным": новая система, как лакмусовая
бумажка, позволит определить, "кто есть кто" на региональном уровне. Те регионы, которые заботятся о
своих людях, так или иначе будут добиваться принятия тех или иных программ, дополняя федеральный
уровень.
Что касается самой системы предоставления средств реабилитации, то, как сказала на семинаре О. В.
Михайлова, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы, "нужен
индивидуальный подход в обеспечении средствами реабилитации. Пусть в Москве будет тридцать
инвалидов, которым выдадут машины, но они будут ездить каждый день на работу. Если человеку нужен
биомеханический протез руки, пусть даже за "бешеные" деньги, но понятно, что это окупится
нормальной, полноценной жизнью, надо ему помочь".
Непонятно, почему Правительство РФ принимает законы, в которых еще до их вступления в действие
очевидны ошибки и недочеты? Почему закон начинает действовать раньше, чем досконально будет
проработана система его реализации? Почему не учитывается мнение специалистовпрактиков?
Но решение принято, и приказ не обсуждается. И вот тут должна быть проявлена инициатива людей,
недовольных этим законом. Надо добиваться, чтобы средства реабилитации в гарантированном перечне
были представлены в полном объеме; чтобы транспортные средства выдавались в качестве технических
средств реабилитации для тех, кто в этом нуждается, чтобы доехать до места работы; чтобы слепой
человек мог получать звуковую информацию; чтобы профессиональная реабилитация подразумевала не
только обучение, но и создание рабочих мест; чтобы человеку для получения необходимого лекарства не
приходилось месяцами бегать с бумагами из одной конторы в другую; чтобы, наконец, принимаемые законы
помогали решать существующие проблемы, а не создавали новые.

Анна Поскачей


Наверх




Журнал для тех, кто умеет любить
http://miloserdie.lants.ru/     e-mail: masha99@pisem.net 

Портативные приборы ДЭТА (DETA)