На обложку сайта главная |  новости |  они просят о помощи |  О ДЦП |  с пером по жизни |  золотые руки |  конкурс |  ПГО ВОИ |  консультация юриста |  ПараАртиада МО |  ПараФест |  ссылки |  баннерообмен |  форум |  организаторы |  проекты друзей |  победители судьбы |  рекомендуем почитать |  ИМПЕРИЯ КРАСОТЫ

С пером по жизни


 

                 Новости

"Особое мнение": "за" и "против" инклюзивного образования

У обычных детей в России проблем немало, а если ребёнок ещё и инвалид,
то проблем становится ещё больше. Для детей с ограниченными физическими
возможностями государство предусмотрело всего два вида образования:
домашнее или учёба в специальных школах. Сами дети готовы добиваться
своего права на выбор где им учиться.

В обсуждении вопроса о том, должны ли дети-инвалиды учиться в обычных
школах, принимают участие гости в студии – координатор движения
инвалидов "Наше право" Сергей Новиков и представитель региональной
общественную организацию "Перспектива" Павел Обиух.

В конце мая в Москве прошла акция "Дети должны учиться вместе". Известно,
что образование – не единственная проблема детей-инвалидов, однако
совместное образование кажется чрезвычайно важным гостям в студии. По их
словам, проблем у инвалидов в России в настоящее время довольно много,
но образование, во-первых, это именно та сфера жизни, которая может
позволить людям с инвалидностью выйти в жизнь и стать полноценными
членами российского общества, перестав быть обузой для государства.
Это касается и вопроса интеграции и адаптации инвалидов в обществе.
Без образования любой человек (инвалид он или нет) просто не сможет
адаптироваться к условиям современной жизни.

Существует определённая статистика по трудоустройству инвалидов, которые
имеют только школьное образование – полное или не полное. И эта статистика
очень плачевная. А вот среди инвалидов, которым удалось закончить высшие и
профессиональные образовательные учреждения, занятость составляет около
60 процентов.


Оба гостя сказали, что они имеют дипломы о высшем образовании. На вопрос,
тяжело ли было им эти дипломы получить, ответили, что первым трудным
моментом было то, что само по себе образование получать инвалидам тяжело
по одной причине: физическая доступность российских вузов в настоящее
время оставляет желать лучшего. До них инвалидам просто физически трудно
добираться. А инфраструктура зданий вузов вообще не приспособлена для
людей с инвалидностью. Так же учебные заведения не предоставляют инвалидам
ни компьютеров, ни литературы по Брайлю, чтобы те могли обучаться наравне
с другими студентами. Поэтому данную проблему людям с инвалидностью
приходится решать самостоятельно.

Второй трудный момент. Не секрет, что сейчас в России, чтобы получить
хорошее, достойное образование, нужно обучаться в вузе, который является
обычным, а не специализированным учебным заведением для людей с
инвалидностью. Инвалиды, которые до этого 11 лет учились либо на дому,
либо 12 лет в интернатном учреждении, испытывают сложности с адаптацией
к условиям учебы в конкретном учебном заведении, с налаживанием контактов
со своими сверстниками и преподавателями. Сам же процесс получения знаний
очень сложным для инвалида не является.

Касаясь проблем интеграции инвалидов в российское общество, гости
вспомнили, что в 1995 году в стране был принят очень неплохой закон
"О социальной защите инвалидов РФ", согласно 15-й и 16-й статьям
которого безбарьерная или доступная среда для инвалидов должна быть в
государстве обеспечена. Однако, к сожалению, у данного закона не оказалось
механизмов исполнения. Поэтому почти никто его не выполняет.

В настоящее время у российских инвалидов появилась надежда в связи с тем,
что 61-я ГА ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Если данная
Конвенция будет подписана и ратифицирована РФ, то по ратификации должен
быть принят закон, в котором будут предусмотрены конкретные обязательства
и программа по обеспечению доступности инвалидам. И здесь очень многое,
по мнению гостей программы, зависит от организаций самих инвалидов. Если
они проявят активность и добьются того, чтобы в ходе разработки подобного
закона были прописаны конкретные обязательства, то тогда, может быть,
будет получен эффективный результат.


В целом же ситуация в стране такова: государство вроде бы прямо не
отказывается от решения проблем инвалидов, однако инвалидов, которые
представляют государственные структуры, можно пересчитать по пальцам.
У российских государственных чиновников, имеющих отношение к социальной
защите и к проблеме интеграции инвалидов в общество, есть своё какое-то
мнение по поводу того, чем должен заниматься инвалид. Для большинства из
них инвалид – это больной человек, у которого наличествует какое-то
заболевание. А раз человек больной, то его нужно изолировать от общества,
ибо зачем ему, больному, там находиться? Российским инвалидам положена
некая небольшая пенсионная выплата, при этом считается, что потребности
их минимальны, поэтому, считают чиновники, пусть инвалиды и живут на
положенные выплаты. Чиновники действительно полагают, что для инвалидов
это лучший выход.

Организации инвалидов пытаются донести до госструктур какую-то информацию
о потребностях инвалидов: что те хотят учиться, работать, хотят и готовы
приносить пользу государству, став полноценными налогоплательщиками и т.п.
И это в свою очередь снизит расходы государства на содержание инвалидов.
Логика вещей говорит именно об этом. Однако, к сожалению, с пониманием
подобной ситуации в российских госструктурах по-прежнему сложно…

Окончание беседы – в аудиозаписи программы
(www.radiorus.ru/audio.html?id=261800&doc_type=rnews&doc_id=200366).

Инва-инфо


Наверх




Газета Томикс
http://miloserdie.lants.ru/     e-mail: masha99@pisem.net 

Портативные приборы ДЭТА (DETA)