На обложку сайта главная |  новости |  они просят о помощи |  О ДЦП |  с пером по жизни |  золотые руки |  конкурс |  ПГО ВОИ |  консультация юриста |  ПараАртиада МО |  ПараФест |  ссылки |  баннерообмен |  форум |  организаторы |  проекты друзей |  победители судьбы |  рекомендуем почитать |  ИМПЕРИЯ КРАСОТЫ

Что такое ДЦП


КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
 
Алтайский краевой детский психоневрологический санаторий, Алтайский диагностический центр, Алтайская краевая клиническая больница, г. Барнаул, Россия
 

Термином "детские церебральные параличи" объединяются синдромы, которые являются следствием повреждений мозга, возникших во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах. Характерная особенность детских церебральных параличей – нарушение моторного развития ребёнка, обусловленное, прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений (Бадалян Л.О., 1984).

Лечение детского церебрального паралича должно быть комплексным и начинаться с первых недель жизни ребёнка (Бадалян Л.О., 1984). Комплексное лечение детского церебрального паралича детей традиционно включает ортопедические мероприятия, лечебную гимнастику, коррекцию речевых и психических нарушений.

В последнее время в медицинской литературе стали появляться сообщения о новых высокотехнологичных методах лечения детского церебрального паралича. Эти методы включают различные методы сенсорной коррекции - сенсорная комната, звуковой луч; лечение лекарственными препаратами, влияющими на нервно-мышечную передачу возбуждения в синапсе (например, Botox и Disporth); методы функциональной нейрохирургии.

На базе Алтайского краевого детского психоневрологического санатория также осуществляются мероприятия по комплексной реабилитации детей, больных детским церебральным параличом.

Наши наблюдения касаются группы больных детским церебральным параличом – 45 больных в возрасте от 1 года до 3-х лет, из них 25 (56%) девочек и 20 (44%) мальчиков. Все больные являлись жителями Алтайского края (из них - 30 (67%) детей из г. Барнаула и 15 (33%) из районов и городов Алтайского края, 5 (11%) пациентов из районов Республики Алтай). При этом необходимо отметить, что только 3 ребенка получали реабилитационный курс в возрасте 1,5 лет, остальные - в 2,5-3 года. Диагнозы детского церебрального паралича были выставлены детям на первом году жизни.

Наиболее вероятной причиной развития детского церебрального паралича у 14 (31%) пациентов явилась недоношенность (27-34 недели, с весом при рождении 980-1550 грамм), у 12 (27%) - неблагополучное течение беременности у матери (инфекционная или соматическая патология), отягощенный акушерский анамнез, у 19 (42%) травматичные условия рождения при срочных родах, тугое обвитие пуповиной вокруг шеи, низкая оценка по Апгар -1-2 балла.

Комплексная реабилитация детям проводилась в течение трех недель в условиях Алтайского краевого детского психоневрологического санатория. При поступлении основные жалобы предъявлялись на отставание в психомоторном развитии, нарушении речевого развития, нарушении ритма сна, слабость в конечностях или скованность движений, тремор конечностей. Основные объективные симптомы при неврологическом осмотре: нарушение функции черепных нервов, псевдобульбарный синдром, пирамидная симптоматика, координаторные расстройства, экстрапирамидные нарушения, отставание в психомоторном развитии.

Реабилитационные мероприятия были комплексные и включали мероприятия, направленные на устранение патологического двигательного стереотипа и коррекцию нарушенных высших функций головного мозга.

Реабилитация начиналась с проведения медикаментозной, адаптационной терапии, состоящей из седативных препаратов (таблетки валерианы, успокаивающие фитосборы, глицин, аминалон) и адаптагенов. Адаптационный период длился 5-7, а в некоторых случаях - 10 дней. Затем плавно "подключались" другие реабилитационные мероприятия.

Среди этих мероприятий приоритетное место занимала лечебная физкультура и массаж, направленные на развитие и закрепление, имеющихся у детей двигательных навыков и создание мотиваций к выработке новых двигательных актов. При этом особенно активно внедрялся "кондуктивный" метод лечебной физкультуры, когда действие всего (!) персонала учреждения направлены на устранение патологического двигательного стереотипа. Применение факторов физиолечения в данном возрастном периоде ограничено: с 2-х лет применяется электромиостимуляция, но широко используются тепловые процедуры.

В комплексной реабилитации большой объем занимает логопедическая работа - это обязательный логопедический массаж (преимущественно по методике Новиковой) и постоянная работа с кистью. Значительная часть времени посвящена психолого-педагогической работе, проводимой для детей второго года жизни в игровой форме, для детей 3-го года жизни начинаются педагогические занятия по методу Монтессори. Ближе к 3-х летнему возрасту психологическая работа с ребенком включает и элементы диагностики ранних отклонений в высшей нервной деятельности.

Особый интерес в реабилитации детей раннего возраста представляют занятия в сенсорной комнате с логопедом и психологом, где происходит постоянная работа руками на получение раздражителей различных видов чувствительности. Интересно внедрение аромотерапии: в частности аромо-массаж кистей, лица, точечный массаж. Для детей второго - третьего года жизни используется преимущественно лавандовое масло, ближе к 3-х летнему возрасту - масла с запахом лимона (или других цитрусовых).

Ни у одного больного этой группы в процессе лечения не было выявлено каких-либо побочных явлений лекарственной или физической терапии. Положительные результаты проводимой реабилитации обнаруживались к 7-10 дню. В первую очередь нивелировались жалобы матери: отмечали улучшение общего состояния детей, нормализацию сна, наблюдалось снижение выраженности эмоциональной лабильности. На 10-12 день отмечался объективный регресс очаговой симптоматики: улучшение походки, уменьшение координаторных расстройств. К концу пребывания в санатории наблюдалось снижение спастического мышечного тонуса, увеличение объема движений в паретичных конечностях, богаче становилась мимика и жестикуляция, в речи появилась эмоциональная окраска.

По окончании курса лечения хороший эффект был получен у 32 (71%) пациентов, в возрасте 1-2-х лет, удовлетворительные результаты - у 6 (13%) с давностью заболевания 2-2,5 года, эффект не отмечался у 7 пациентов (16%) с давностью заболевания 3-3,5 года.

Описанный метод комплексной реабилитации представляет собой попытку подойти к решению проблемы лечения детского церебрального паралича, расширяет возможности воздействия на механизмы патогенеза. Как показали данные проведенного исследования комплексная реабилитация, в отличие от монотерапии, позволяет получить значительно лучшие лечебные результаты.




Лонских Е.В., Цымбал Т.Э., Ремнёв А.Г., Назаренко Н.В.
 

все доклады >>
Наверх

Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет - ресурсов
http://miloserdie.lants.ru/     e-mail: masha99@pisem.net 

Портативные приборы ДЭТА (DETA)