На обложку сайта главная |  новости |  они просят о помощи |  О ДЦП |  с пером по жизни |  золотые руки |  конкурс |  ПГО ВОИ |  консультация юриста |  ПараАртиада МО |  ПараФест |  ссылки |  баннерообмен |  форум |  организаторы |  проекты друзей |  победители судьбы |  рекомендуем почитать |  ИМПЕРИЯ КРАСОТЫ

Что такое ДЦП


ДЕФЕКТЫ КООРДИНАЦИИ РЕЧЕВЫХ, ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ГНОСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ У БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
 

 

В приведенной работе по изучению речевых, двигательных и гностических систем у детей с детским церебральным параличем отмечается некоторое своеобразие речевых нарушений - преобладание синдромов "транскортикальной" и "проводниковой" афазии, частое сочетание их с типично корковыми нарушениями - моторной и динамической афазиями, некоторые атипичные формы двигательных расстройств.
В настоящей работе приводятся результаты комплексного исследования высших мозговых функций, направленного на изучение организации высших двигательных, речевых и гностических (зрительных и слуховых) функций.
Исследовано 30 больных с детским церебральным параличем.
Нейропсихологическое исследованиe этих больных показало большую вариативность нарушений. Нарушения речевых функций у представленной группы больных в значительной степени отличались от кортикальных речевых синдромов, имели как правило смешанный характер. В отдельных случаях они приближались к типично корковым синдромам динамической или моторной афазии, в других случаях - включали элементы "транскортикальной" и "проводниковой" афазии, проявляясь распадом более спонтанных или подражательных видов речевой деятельности.
Тщательное нейропсихологическое исследование выявило у этих больных ряд речевых диссоциаций, проявившихся в нарушении взаимодействия речи с гностическими (слуховыми и зрительными) и моторными функциями.
В одних случаях наблюдался полный распад повторения предъявленных слов, требующих воспроизведения слухо-речевого образца, приближающийся к синдрому "проводниковой" афазии. Дефект проявлялся в нарушении повторения не только слов и фраз, но и отдельных звуков. При сохранности орального праксиса больной не мог выбрать нужные артикуляции и произнести заданные звуки. Поиск нужных морфем оказывался неудачным, приводил к продукции литеральных замен, не компенсировался в процессе многократных ошибочных проб и коррекций. При этом другие виды речевых функций: спонтанная речь и речевая продукция на основе зрительного образца были в большей степени сохранными. В этих случаях страдал процесс перекодирования воспринятой речи на собственный моторный язык пациентов. Его возникновние по-видимому связано с нарушением взаимодействия сензорных и моторных речевых систем, расценено нами как дефект речевых координаций.
В других случаях повторная функция речи была относительно сохранной, но был нарушен процесс вербализации других (не вербальных) слуховых стимулов. При этом моторное воспроизведение и вокализация ритмических структур оставались интактными, что указывало на сохранность слухового восприятия ритмических структур. Дефект был расценен нами как нарушение рече-слуховых координаций.
Иной тип диссоциации речевых функций состоял в нарушении вербализации зрительных программ (предметных изображений). При этом спонтанная и повторная функции речи и адекватный выбор данного эрительного образа были относительно сохранными. Указанный дефект был расценен нами как нарушение зрительно-речевых координаций.
У некоторых больных отмечались нарушения экспрессивной речи, что проявлялось в невозможности организации более спонтанных видов речевой деятельности в виде невозможности формирования уровня потребности и мотива речевого высказывания (в собственной речи), а также трудности выбора семантической категории высказывания (особенность нарушения диалогической речи). В этих случаях диалогическая речь заменялась эхолалиями. Речевая продукция осуществлялась только с опорой на слуховой (вербальный и невербальный) или зрительный образ.
Данная форма речевой деятельности могла быть осуществлена только при условии возможности опоры на афферентации, основанные на глобальном синтезе непосредственного опыта пациентов, что возможно только при сохранности связей речевой зоны с синтетическими третичными гностическими и третичными моторными зонами мозга. Данный дефект в наиболее демонстративном виде был обнаружен нами при поражении субкортикальных отделов полюса левой лобной доли, являющегося местом конвергенции всех ассоциативных и передних комиссуральных путей. Дефект ресценен нами как грубейшая дезинтеграция произвольной речевой деятельности, в основе которой лежит нарушение взаимодействия экспрессивных речевых зон с синтетическими третичными сензорными и моторными зонами мозга.
Принципиально иной синдром нарушения речевых функций у представленной группы больных заключался в нарушении организации двигательных актов по речевой инструкции, при этом выполнение подражательных двигательных проб было сохранено. Этот симптом, как известно, встречается при поражении лобных отделов мозга и используется для дифференциального отличия лобных поражений от каудальных, когда речевая инструкция не организует у лобных больных, а напротив - тормозит организацию двигательного акта. Указанный дефект нами расценен как нарушение рече-двигательных координаций, обнаружен при поражении субкортикальных отделов премоторной зоны левой лобной доли.
Таким образом, при поражении субкортикального белого вещества - зоны конвергенции проекционных, ассоциативных и комиссуральных путей обнаружены различные варианты разобщения экспрессивных речевых систем с двигательными и сензорными зонами мозга, что приводит к развитию синдромов дезинтеграции или дискоординации указанных систем.
Данные симптомокомплексы могут иметь топическое значение в практике дифференциальной диагностики субкортикальных и кортикальных поражений, указывают на важность сохранности проводящих путей для интегративной деятельности головного мозга, а также указывают оптимальные пути для реабилитации речевых функций.


А.В. Степанян, Ш.Н. Арутюнян
 

все доклады >>
Наверх

Газета Томикс
http://miloserdie.lants.ru/     e-mail: masha99@pisem.net 

Портативные приборы ДЭТА (DETA)